Выпуск 1

Где в России выгодно строить вертикальные фермы

выпуск 1


Где в России выгодно строить
вертикальные фермы

Скоро вертикальные фермы перестанут кого-либо удивлять. Удивлять будет их отсутствие. Представьте: большой город с аптеками, заводами, кинотеатрами, супермаркетами, ресторанами, а локального производства свежих овощей нет. Дикость.
Приходится возить каждый пучок свежей зелени из других регионов. Платить за транспорт, загружать трассы, загрязнять воздух. В то время, как одна ферма размером со школьный спортзал может производить до 40 тонн зелени ежегодно. И, если умножить килограммы урожая на цену салатов в супермаркете... Впрочем, обо всем по порядку.

Мы подготовили серию статей, в которых перечислим основные факторы, влияющие на экономику и прибыльность производства. Что нужно учитывать, если вы хотите построить успешную городскую вертикальную ферму?
Электроэнергия
Электричество — одна из самых затратных статей эксплуатации вертикальной фермы. Да, при таком подходе к выращиванию съедобных растений экономится много воды (на 95% меньше, чем в традиционном сельском хозяйстве), не используются пестициды, а также, благодаря автоматизации, снижены расходы на персонал. Но работа высокотехнологичного оборудования невозможна без электричества.
Если электроэнергия в регионе недорогая, задуматься о вложениях в закрытое агрохозяйство весьма резонно. Сравним цены в сетях различных регионов. Где они способствуют быстрой окупаемости проекта?
Свайп влево, чтобы посмотреть всю таблицу
*Цена указана для льготной категории, в которую попадают производители овощей
Для удобства приведем условную «тепловую» карту. Чем ближе к зеленому цвету окраска региона, тем меньшую долю расходов составляет электричество в общей экономике вертикальной фермы*.
Рынок сбыта
Было бы странно планировать бизнес и не задумываться о покупательском потенциале близлежащих районов. Хорошо, если в городе есть развитая торговая инфраструктура. Важным ключом к выбору культур может быть соотношение бюджетных и премиальных магазинов, ресторанов и кафе. Даже заведения средней ценовой категории создают устойчивый спрос на свежую зелень.

Приведем в качестве примера статистику сети из трех десятков небольших заведений в Москве, а именно семейных кафе «АндерСон», любезно предоставленную нам управляющими. В январе 2021 года в Москве через кафе было реализовано более тонны зелени: 530 кг салата «Романо», 387 кг шпината и 170 кг руколы.
Важнейший показатель спроса — численность населения (а не его платежеспособность или средний доход). Пучок свежей зелени к обеду готовы и хотят купить даже семьи с невысоким достатком. Большой город с плотным населением — весомый довод в пользу строительства вертикальной фермы.
Например, через супермаркеты сети «ВкусВилл» (около 1200 точек), согласно статистике, предоставленной специалистом по связям с общественностью Марией Радченко, продается 1342 килограмма шпината в день. Как несложно посчитать, за один только месяц сеть реализует около 42 тонн шпината.

Ученые Боннского университета в независимом исследовании оценили, что с одного гектара посадочной площади вертикальной фермы можно получать 22 тонны шпината. То есть, производство площадью 800 м² может приносить около 3 тонн шпината в месяц. Чтобы удовлетворить потребности такой сети, как «ВкусВилл», понадобится полтора десятка ферм. Причем спрос на некоторые другие сорта зелени еще выше.
Сколько зелени
в месяц реализуется через
сеть супермаркетов «ВкусВилл»?
~43 т
салатных смесей
~45,5 т
руколы
И пространство для роста велико. В среднем на душу населения россияне до сих пор потребляют очень немного свежей зелени. На 2019 год этот показатель составил немногим более килограмма — количество, сравнимое со среднедушевым потреблением в большинстве стран Европы, Азии и обеих Америк одного только шпината.

Шпинат, кстати, вообще интересный пример того, как можно сделать ферму сверхприбыльной в короткие сроки. Интуиции тех российских фермеров, кто выращивал эту культуру в последние годы, можно только позавидовать. Если в 2015 году килограмм шпината в розничной продаже стоил в среднем 465 рублей, в 2018-м — 914, а в 2019-м — уже 1508 рублей. Кроме того, на рынке стали востребованы молодые листики этого растения. Срок их производства меньше на треть, и на вертикальной ферме можно собирать с единицы площади до тринадцати урожаев в год. Медианная цена на такой продукт в розницу в январе 2021 года составила 1365 рублей за килограмм.

Не все городские каналы сбыта очевидны сразу. Оптовыми покупателями могут стать онлайн-сервисы по доставке продуктов, отели и санатории со своими кухнями. Частные организации с большим количеством сотрудников, а значит и столовыми, магазины здорового питания, рынки с точками «быстрой» еды («фуд-маркеты» и «фуд-корты») — в свежих продуктах испытывают потребность все без исключения.
И, кстати, не нужно бояться предлагать рынку новые виды салатов и пряных трав. Технологии iFarm позволяют выращивать большой ассортимент зелени, включая премиальные и экзотические культуры. Как показывает практика, некоторым «новым» продуктам достаточно появиться на полках магазинов, чтобы стать востребованными на столах. Взять, например, кейл. Употреблявшийся в пищу еще древними греками, в XIX веке он был завезен русскими торговцами в Калифорнию, где с тех пор назывался «русской» или «сибирской» капустой.
В Европе эти кудрявые листья давно и плотно вошли в рацион, помогли Англии пережить Вторую Мировую, стали основой традиционного блюда в Нидерландах. Но в России кейл позабыли: к концу XX века он был совершенной диковинкой. В середине 2010-х в российских соцсетях появились несколько публикаций, из которых аудитория узнала и само словосочетание «сибирская капуста», и ее богатую историю. А когда в 2019 году в магазины Новосибирска начались поставки кейла, выращенного по технологиям iFarm на местной салатной ферме, спрос мгновенно стал большим и стабильным.
О том, какие еще факторы влияют на рентабельность вертикальной фермы, и в каких регионах выгодно открывать такие производства, читайте в следующем выпуске!
28.06.2022